Красивая устная речь, залог успеха, карьерного роста |
ЛОГОПЕДИЯ Методические рекомендации
|
общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, Р.Е. Левиной была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к трем уровням. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей. |
Полезные ссылки сайты ЛОГОПЕДИЯ
|
Уровень |
Характеристика детей |
Методика коррекции |
1 уровень речевого развития |
который в логопедии характеризуется, как «отсутствие общеупотребительных словесных средств общения», легко соотносится с первым периодом, названным А.Н.Гвоздевым «Однословное предложение. Предложение из двух слов – корней». Активный словарь состоит из нескольких не четко произносимых слов; различие произношения действий и предметов отсутствует; отсутствует или имеется в зачаточном состоянии значение грамматических изменений слов; число дефектно произносимых звуков превышает правильные; фонем. Развитие в зачаточном состоянии; огранич. восприятия и воспроизв. слоговой структуры слова. |
развитие понимания речи; развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности; формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований. Формирование звукопроизношения не является самостоятельной задачей, однако, отдельные артикуляционные упр. проводятся. Занятия проводятся подгруппами 2-3 человека в форме игровой ситуации. |
2 уровень речевого развития |
описывается в логопедии как «начатки фразовой речи», соответствует периоду нормы «Усвоение грамматической структуры предложения». Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий; используют только простые предложения 2-3 слова; словарный запас отстает от возрастной нормы; грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций; трудности с использованием предлогов; затруднено понимание форм числа и рода прилагательных; фонематическая сторона характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений; нарушение звуко - слоговой структуры; перестановка слогов, звуков, замены; недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. |
Коррекция речевого дефекта с одновременным медикаментозным лечением воздействием. Основные задачи коррекции: Интенсивную работу по развитию понимания речи, направленную на различные формы слова; Развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий; Овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова. |
3 уровень речевого развития |
характеризуется как «обиходная фразовая речь с проблемами лексико-грамматического и фонетического строя», представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка. Наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; недифференцированное произношение звуков; в активном словаре преобладают сущ. и глаг. недостаточное употребление прилаг.; отмечаются аграмматизмы; проблемы в фонетике, лексике и грамматики у детей школьного возраста проявляются более отчетливо при обучении в школе, создавая большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом. |
Основные задачи коррекционной работы: Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; Формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия); Подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты; Дальнейшее развитие связной речи. Для школьников: Усвоение элементарных теоретических сведений по фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, графике и пунктуации, подготавливающих к изучению систематического курса средней школы; Обогащение речевой практики детей, развитие умений сознательно использовать знания по фонетике, грамматике и правописанию; Овладение на этой основе способами моделирования, различными речевыми операциями; Развитие у детей различных видов устной речи; формирование и расширение лексической стороны речи; Развитие артикуляционного аппарата; формирование навыков правильного произношения зв.; преодоление нарушений произношения слов сложного слогового состава; преодоление индивидуальных затруднений, связанных с анализом звукового состава слова, и коррекция дисграфии. |