Красивая устная речь, залог успеха, карьерного роста |
ЛОГОПЕДИЯ Методические рекомендации
|
нарушения речи Глухих и слабослышащих Этиология, онтогенез, диагностика, методика логопедической работы (научные статьи из журнала «Дефектология» по проблеме) |
1. Речь глухих и слабослышащих
Определение степени тяжести слабослышащего Профессор Преображенский и Нейман предложил определяя степень тяжести с учетом разговорной и шепотной речи от ушной раковины:
Снижение слуха бывает приобретенное и врожденное.
Рекомендации по выявлению детей с нарушениями слуха и речи в раннем возрасте
Раннее выявление нарушений слуха у детей с врожденными потерями слуха предполагает их выявление в возрасте до 6 месяцев. Раннее выявление детей с нарушениями речевого развития предполагает их выявление в возрасте до 1,5-2 лет. С этого момента (а при возможности и ранее) ребенку должна оказываться необходимая лечебная и педагогическая помощь. Для детей с нарушениями слуха - это слухопротезирование в 6-8 месяцев, занятия сурдопедагога с родителями и ребенком по развитию слуховых и речевых навыков. Для детей с нарушениями речевого развития - наблюдение и лечение у невропатолога и\или психиатра, занятия с логопедом по развитию предречевых и речевых навыков коммуникации.
Для раннего выявления детей с нарушениями слуха и речи рекомендуется регулярное скрининговое обследование слухового и речевого развития по следующей схеме
Скрининговое обследование слуха у детей с помощью «горохового метода»
(Институт раннего вмешательства) Необходимый набор для обследования: 2 пластмассовые коробочки из-под "киндер - сюрприза" (или пластмассовые коробочки из-под фотопленки, или стеклянные баночки примерно такого же размера), заполненные на 1/3: 1) манкой (источник звука для обследования детей от б месяцев и старше- 30-40 децибел), 2) горохом (источник звука для обследования детей в возрасте до 4 месяцев 70-80 децибел). I способ проверки (предпочтительный). Ребенок сидит на стуле или коленях матери, врач располагается перед ребенком и старается привлечь взгляд ребенка к себе (например, с помощью яркой игрушки). По сигналу врача (кивок головы) медсестра начинает трясти коробочку с крупой сзади и чуть сбоку от уха ребенка на расстоянии 20-30 см, так чтобы он не увидел руку со спрятанной в ней коробочкой с крупой. Необходимо исключить возможность того, чтобы ребенок увидел движение руки также при отражении от зеркал или каких-либо полированных поверхностей, а также предупредить мать, чтобы она не двигалась во время предъявления звука.. Проверяется наличие рефлекторной реакции на звук (замирание или усиление двигательной активности у новорожденных, поворот головы или движение глаз в сторону звука у детей более старшего возраста). Длительность скрытой реакции на звук может достигать 3-5 сек. Если ребенок повернул голову в сторону звука нужно обязательно похвалить его словами, улыбкой. Затем процедуру повторяют для другого уха. 11 способ проверки (при отсутствии медсестры). Ребенок сидит на стуле или коленях матери, врач располагается перед ребенком и старается привлечь взгляд ребенка к себе. У врача в руках 2 коробочки - в одной находится крупа, 2-ая - пустая. После того, как удалось привлечь внимание ребенка врач начинает трясти коробочки справа и слева от головы ребенка на расстоянии 20-30 см. Движения рук должны быть одинаковыми. Ответная реакция ребенка - поворот головы, глаз в сторону коробочки с крупой. Для проверки второго уха коробочки меняют местами.
Ребенку в возрасте до 3-х лет должно быть рекомендовано обследование слуха объективными методами (компьютерная аудиометрия) в специализированном центре если: 1. У ребенка в возрасте до 4 месяцев отсутствует реакция на звук баночки с горохом. 2. У детей от 6 месяцев и старше отсутствует реакция на звук баночки с манкой.
3.1. Причины приобретения снижения слуха 1. Заболевания уха, носа, носоглотки Инфекционные заболевания: скарлатина грипп корь оспа дифтерит тиф коклюш свинка 3. Затяжные простудные заболевания риниты аденоидные разрастания полипы в носоглотке 4. Гнойные воспалительные процессы в среднем ухе, в результате которых разрушается нервные и перепончатые приборы среднего и внутреннего уха, а иногда разрушают центральные отделы слухового пути и коры. 5. Травмы уха – удары, громкий крик, поцелуй в уха, попадание воды в ухо. 6. Профессиональные снижения слуха (работа с молотом, перфоратором и т.д.) 7. Повреждение слуховых приборов (острые предметы, булавки и т.д.) Указанные причины приобретенного снижения слуха чаще возникают в возрасте от 2 до 4 лет.
3.2. Причины врожденного снижения слуха
1. Инфекционные заболевания матери (внутриутробно): сифилис, туберкулез 2. Нервные потрясения, тяжелые болезни матери. 3. Внутриутробные травмы (падения матери и т.д.) Неблагоприятные условия внутриутробной жизни младенца, к котором приводит: курение, наркомании, алкоголизм
Число указанных причин не велико. Вследствие этих причин некоторые части слухового аппарата не развиваются или развиваться не правильно: Образование костных наростов, снижают слух Врожденная малоценность слухового аппарата Предрасположенность к различным заболеваниям носоглотки («слабенькая носоглотка».
Любая степень нарушения слуха лишает височную кору полноценных слуховых раздражителей, задерживает и искажает развитие речевой функции.
4. Зависимость нарушения речи от времени потери слуха Работу над этой проблемой проводил Ф.А. Рау, установил следующею зависимость:
Ф.А Рау и М. Зейман установили если снижение слуха (потеря) наступает после того как ребенок овладел грамотой – письмом и чтением, большой угрозы для развития речи нет, но может быть нарушено звукопроизношение. М. Зейман отмечал, что важен возраст 2- 3 года, если в это время наступает снижение слуха ил его потеря, то т развитие речи осуществляется не правильно или задерживается. Словарь ограничен и искажен до неузнаваемости, грамматический строй отсутствует. Речь может развиваться, только с помощью специального обучения в крайне замедленном темпе и долгое время не являться средством общения.
5. Звуковые проявления на первом году жизни глухих детей Эти проявления мало изучены и есть только как данные Ф.А. Рау: Глухота не сразу влияет на голос и артикуляции младенца: первые 2- 3 месяца также как и слышащие дети, кричат, гулят, плачут. Кинестетические и вибрационные ощущения возникают в следствии этих реакций. Вызывают как у глухих, так и у слабослышащих детей положительные реакции. Но поскольку ребенок не воспринимает речь окружающих, то предречевые вокализации начинают угасать. И.П. Павлов мотивирует это тем, что вокализации не имеют делового подкрепления. Тем неимение при полной глухоте дети изобретают слова для обозначения различных предметов: типа «шипение», «свист», «воркование голубя» или неподдающиеся описанию. Некоторые из этих слов отчетливы и ясны хотя не имеют ни чего общего со словами родного языка. Спонтанная вокализации детей, основана зрительных, мышечных, двигательных ощущениях по этому в их речи преобладают хорошо видимые звуки (п,б,м,н,б*,п* и т.д.) Глухие дети всматриваются в речевые движения окружающих и стараются им подражать. Не видимые звуки типа (к, г и т.д.) дети не артикулируют.
6. Особенности речи слабослышащих детей Они зависят от степени снижения слуха: При легкой степени Не вызывает затруднений в жизни, но для детей даже легкое снижение слуха отрицательно влияет на развитие речи. Нарушена фонетико-фонематическая сторона речи и лексико–грамматический строй. Кроме того, у детей может быть снижен интеллект. И тогда развитие речи зависит не только от снижения слуха, но от проявления интеллектуальной недостаточности. Отсюда и речь формируется дефектно: аграмматична фраза, нарушена лексика, общение снижено.
При умереннной степени Речь воспринимается хорошо только в замкнутом пространстве. В речи отмечены искажения отдельных звуков. Пропуски и замены звуков, отсутствие окончаний в словах, вербальные парафазии т.е. замены слов. Пример: пуговица – путается, пилка – вилка Типичными являются дефекты озвончения. Плохая дифференциация шипящих и свистящих звуков, наиболее сохранны артикуляции видимых звуков (п,б,м).
При значительной степени У маленьких детей вместо слов лишь намеки на них, речь лепетная, мало понятная, аграмматичная, нарушена просодия. Наблюдается повышенная утомляемость от слушания речи других (особенно у школьников). Это может вызвать нарушения поведения.
При тяжелой степени Речь приближается к речи глухих – мимика – жестовой речи. В устной речи не более 10 искаженных слов и несколько очень примитивных фраз.
Дети со снижением слуха обучаются в школе – которая имеет 2 отделения: 1-е отделение дети с определенными недостатками (речь аграмматична); 2-е отделение слабослышащие дети с тяжелыми нарушениями речи (и ФФН и лексико– грамматический строй и связная речь). Возраст поступления в 1 класс от 7 лет до 10 лет.
7. Методика логопедической работы со слабо слышащими детьми. Логопедическая работа начинается в дошкольном возрасте, дети получают помощь в основном в детских поликлиниках у логопеда. Основные задачи логопедической работы на данном этапе: Сформировать речь по всем направлениям Поставить все звуки Развивать словарь, грамматический строй речи Подготовить ребенка к обучению в школе
Работа в школьном возрасте строиться систематически в тесном !!!! контакте с врачом. Проводятся дополнительно уроки по слуховой работе. Врач использует аппаратуру (звуко усилительную). Обязательна работа по рейдукации (восстановление слуха). Слуховые клетки имеют способность к восстановлению. Только врач работает с помощью электроприборов - повышающих остроту слуха. Воздействие оказывается на периферические рецепторные отделы слухового анализатора, что способствует растормаживанию слухоречевой системы в зоне Вернике. Результат рейдукации всегда положителен.
Логопедическая работа начинается с дифференциации гласных звуков: 1. Логопед перед зеркалом произносит гласный «А», ребенок повторяет перед зеркалом. Далее логопед произносит гл «А» без зеркала. Далее подряд «А» перед зеркалом и без него ребенок выполняет также. 2. Также работа со звуком «О». 3. Затем логопед закрывает губы листом бумаги и громко произносит эти звуки в разном порядке: АОАОООААОАА и т.д. 4. Постепенно сила голоса снижается и логопед произносит все тише и тиши, затем очень тихо. 5. Затем логопед громко перед зеркалом и без него к и в работе на «А» и «О» произносит слоги и слова сначала с «видимо» согласной - ба-бу-бо-бы (п, п* и т.д.) 6. Далее все та же работа со словами типа – бак, бок, бук и так со всеми «видимыми» согласными. 7. После усвоения губно-губных звуков проводят дифференциацию в квазиамонимах. 8. Затем с двумя звуками в одном слов. 9. Всегда параллельно ведется работа: по развитию слухового восприятия с использованием звучащих игрушек, предметов.
Дополнительная информация Статья Казанской В.Л., Шматко Н.Д. «Дидактические игры и упражнения по развитию слухового внимания» журнал Дефектология № 6 2002 стр. 67 – 70.
10. Полезны занятия по развитию слухового и слуходвигательного ритма – дети могут выполнять движения под музыку. 11. Особое внимание логопед уделяет воспитанию правильной артикуляции звуков, соблюдая следующею последовательность: - губно – губные, губно-зубные согласные - переднеязычные звуки т, д, н (а также их мягкие варианты), свистящие звуки, шипящие звуки, ротовые соноры. - в самом конце заднеязычные звуки к, г, х (обратите внимание, что «не видимые» звуки в речи дети воспринимают как паузы).
Статьи по теме: Дидактические игры по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха Л.А. Головчиц журнал Дефектология № 1 2003 стр. 78-96 Функциональное состояние головного мозга детей с нарушениями слуха и трудностями формирования речевого общения М.Н. Фишман журнал Дефектология № 1 2003 стр. 3 – 7 Новый подход в организации учебного процесса в младших классах школ для глухих детей Зыкова Т.С. журнал Дефектология № 1 2003 стр. 8 – 15 Из опыта работы по интеграции детей с нарушенным слухом Дорофеева И.И. Гиндина Е.А. Теплоухова И.А. Лосева Л.Л. журнал Дефектология № 1 2003 стр. 54-60 Родителям маленьких оглохших детей (начало коррекционной работы с детьми, потерявшими слух в 2,5 – 3 года) Р.А. Боровлева журнал Дефектология № 3 2003 стр. 78 - 82
|
Скрининговое обследование слуха у детей с помощью «горохового метода»
(Институт раннего вмешательства) Необходимый набор для обследования: 2 пластмассовые коробочки из-под "киндер - сюрприза" (или пластмассовые коробочки из-под фотопленки, или стеклянные баночки примерно такого же размера), заполненные на 1/3: 1) манкой (источник звука для обследования детей от б месяцев и старше- 30-40 децибел), 2) горохом (источник звука для обследования детей в возрасте до 4 месяцев 70-80 децибел). I способ проверки (предпочтительный). Ребенок сидит на стуле или коленях матери, врач располагается перед ребенком и старается привлечь взгляд ребенка к себе (например, с помощью яркой игрушки). По сигналу врача (кивок головы) медсестра начинает трясти коробочку с крупой сзади и чуть сбоку от уха ребенка на расстоянии 20-30 см, так чтобы он не увидел руку со спрятанной в ней коробочкой с крупой. Необходимо исключить возможность того, чтобы ребенок увидел движение руки также при отражении от зеркал или каких-либо полированных поверхностей, а также предупредить мать, чтобы она не двигалась во время предъявления звука.. Проверяется наличие рефлекторной реакции на звук (замирание или усиление двигательной активности у новорожденных, поворот головы или движение глаз в сторону звука у детей более старшего возраста). Длительность скрытой реакции на звук может достигать 3-5 сек. Если ребенок повернул голову в сторону звука нужно обязательно похвалить его словами, улыбкой. Затем процедуру повторяют для другого уха. 11 способ проверки (при отсутствии медсестры). Ребенок сидит на стуле или коленях матери, врач располагается перед ребенком и старается привлечь взгляд ребенка к себе. У врача в руках 2 коробочки - в одной находится крупа, 2-ая - пустая. После того, как удалось привлечь внимание ребенка врач начинает трясти коробочки справа и слева от головы ребенка на расстоянии 20-30 см. Движения рук должны быть одинаковыми. Ответная реакция ребенка - поворот головы, глаз в сторону коробочки с крупой. Для проверки второго уха коробочки меняют местами.
Ребенку в возрасте до 3-х лет должно быть рекомендовано обследование слуха объективными методами (компьютерная аудиометрия) в специализированном центре если: 1. У ребенка в возрасте до 4 месяцев отсутствует реакция на звук баночки с горохом. 2. У детей от 6 месяцев и старше отсутствует реакция на звук баночки с манкой. |
3. Причины снижения слуха или возникновения глухоты (этиология)
3.1. Причины приобретения снижения слуха 1. Заболевания уха, носа, носоглотки Инфекционные заболевания: скарлатина грипп корь оспа дифтерит тиф коклюш свинка 3. Затяжные простудные заболевания риниты аденоидные разрастания полипы в носоглотке 4. Гнойные воспалительные процессы в среднем ухе, в результате которых разрушается нервные и перепончатые приборы среднего и внутреннего уха, а иногда разрушают центральные отделы слухового пути и коры. 5. Травмы уха – удары, громкий крик, поцелуй в уха, попадание воды в ухо. 6. Профессиональные снижения слуха (работа с молотом, перфоратором и т.д.) 7. Повреждение слуховых приборов (острые предметы, булавки и т.д.) Указанные причины приобретенного снижения слуха чаще возникают в возрасте от 2 до 4 лет.
3.2. Причины врожденного снижения слуха
1. Инфекционные заболевания матери (внутриутробно): сифилис, туберкулез 2. Нервные потрясения, тяжелые болезни матери. 3. Внутриутробные травмы (падения матери и т.д.) Неблагоприятные условия внутриутробной жизни младенца, к котором приводит: курение, наркомании, алкоголизм
Число указанных причин не велико. Вследствие этих причин некоторые части слухового аппарата не развиваются или развиваться не правильно: Образование костных наростов, снижают слух Врожденная малоценность слухового аппарата Предрасположенность к различным заболеваниям носоглотки («слабенькая носоглотка».
Любая степень нарушения слуха лишает височную кору полноценных слуховых раздражителей, задерживает и искажает развитие речевой функции. |
4. Зависимость нарушения речи от времени потери слуха Работу над этой проблемой проводил Ф.А. Рау, установил следующею зависимость: |
Ф.А Рау и М. Зейман установили если снижение слуха (потеря) наступает после того как ребенок овладел грамотой – письмом и чтением, большой угрозы для развития речи нет, но может быть нарушено звукопроизношение. М. Зейман отмечал, что важен возраст 2- 3 года, если в это время наступает снижение слуха ил его потеря, то т развитие речи осуществляется не правильно или задерживается. Словарь ограничен и искажен до неузнаваемости, грамматический строй отсутствует. Речь может развиваться, только с помощью специального обучения в крайне замедленном темпе и долгое время не являться средством общения. |
5. Звуковые проявления на первом году жизни глухих детей Эти проявления мало изучены и есть только как данные Ф.А. Рау: Глухота не сразу влияет на голос и артикуляции младенца: первые 2- 3 месяца также как и слышащие дети, кричат, гулят, плачут. Кинестетические и вибрационные ощущения возникают в следствии этих реакций. Вызывают как у глухих, так и у слабослышащих детей положительные реакции. Но поскольку ребенок не воспринимает речь окружающих, то предречевые вокализации начинают угасать. И.П. Павлов мотивирует это тем, что вокализации не имеют делового подкрепления. Тем неимение при полной глухоте дети изобретают слова для обозначения различных предметов: типа «шипение», «свист», «воркование голубя» или неподдающиеся описанию. Некоторые из этих слов отчетливы и ясны хотя не имеют ни чего общего со словами родного языка. Спонтанная вокализации детей, основана зрительных, мышечных, двигательных ощущениях по этому в их речи преобладают хорошо видимые звуки (п,б,м,н,б*,п* и т.д.) Глухие дети всматриваются в речевые движения окружающих и стараются им подражать. Не видимые звуки типа (к, г и т.д.) дети не артикулируют.
6. Особенности речи слабослышащих детей Они зависят от степени снижения слуха: При легкой степени Не вызывает затруднений в жизни, но для детей даже легкое снижение слуха отрицательно влияет на развитие речи. Нарушена фонетико-фонематическая сторона речи и лексико–грамматический строй. Кроме того, у детей может быть снижен интеллект. И тогда развитие речи зависит не только от снижения слуха, но от проявления интеллектуальной недостаточности. Отсюда и речь формируется дефектно: аграмматична фраза, нарушена лексика, общение снижено.
При умереннной степени Речь воспринимается хорошо только в замкнутом пространстве. В речи отмечены искажения отдельных звуков. Пропуски и замены звуков, отсутствие окончаний в словах, вербальные парафазии т.е. замены слов. Пример: пуговица – путается, пилка – вилка Типичными являются дефекты озвончения. Плохая дифференциация шипящих и свистящих звуков, наиболее сохранны артикуляции видимых звуков (п,б,м).
При значительной степени У маленьких детей вместо слов лишь намеки на них, речь лепетная, мало понятная, аграмматичная, нарушена просодия. Наблюдается повышенная утомляемость от слушания речи других (особенно у школьников). Это может вызвать нарушения поведения.
При тяжелой степени Речь приближается к речи глухих – мимика – жестовой речи. В устной речи не более 10 искаженных слов и несколько очень примитивных фраз.
Дети со снижением слуха обучаются в школе – которая имеет 2 отделения: 1-е отделение дети с определенными недостатками (речь аграмматична); 2-е отделение слабослышащие дети с тяжелыми нарушениями речи (и ФФН и лексико– грамматический строй и связная речь). Возраст поступления в 1 класс от 7 лет до 10 лет.
7. Методика логопедической работы со слабо слышащими детьми. Логопедическая работа начинается в дошкольном возрасте, дети получают помощь в основном в детских поликлиниках у логопеда. Основные задачи логопедической работы на данном этапе: Сформировать речь по всем направлениям Поставить все звуки Развивать словарь, грамматический строй речи Подготовить ребенка к обучению в школе
Работа в школьном возрасте строиться систематически в тесном !!!! контакте с врачом. Проводятся дополнительно уроки по слуховой работе. Врач использует аппаратуру (звуко усилительную). Обязательна работа по рейдукации (восстановление слуха). Слуховые клетки имеют способность к восстановлению. Только врач работает с помощью электроприборов - повышающих остроту слуха. Воздействие оказывается на периферические рецепторные отделы слухового анализатора, что способствует растормаживанию слухоречевой системы в зоне Вернике. Результат рейдукации всегда положителен.
Логопедическая работа начинается с дифференциации гласных звуков: 1. Логопед перед зеркалом произносит гласный «А», ребенок повторяет перед зеркалом. Далее логопед произносит гл «А» без зеркала. Далее подряд «А» перед зеркалом и без него ребенок выполняет также. 2. Также работа со звуком «О». 3. Затем логопед закрывает губы листом бумаги и громко произносит эти звуки в разном порядке: АОАОООААОАА и т.д. 4. Постепенно сила голоса снижается и логопед произносит все тише и тиши, затем очень тихо. 5. Затем логопед громко перед зеркалом и без него к и в работе на «А» и «О» произносит слоги и слова сначала с «видимо» согласной - ба-бу-бо-бы (п, п* и т.д.) 6. Далее все та же работа со словами типа – бак, бок, бук и так со всеми «видимыми» согласными. 7. После усвоения губно-губных звуков проводят дифференциацию в квазиамонимах. 8. Затем с двумя звуками в одном слов. 9. Всегда параллельно ведется работа: по развитию слухового восприятия с использованием звучащих игрушек, предметов.
Дополнительная информация Статья Казанской В.Л., Шматко Н.Д. «Дидактические игры и упражнения по развитию слухового внимания» журнал Дефектология № 6 2002 стр. 67 – 70.
10. Полезны занятия по развитию слухового и слуходвигательного ритма – дети могут выполнять движения под музыку. 11. Особое внимание логопед уделяет воспитанию правильной артикуляции звуков, соблюдая следующею последовательность: - губно – губные, губно-зубные согласные - переднеязычные звуки т, д, н (а также их мягкие варианты), свистящие звуки, шипящие звуки, ротовые соноры. - в самом конце заднеязычные звуки к, г, х (обратите внимание, что «не видимые» звуки в речи дети воспринимают как паузы).
Статьи по теме: Дидактические игры по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха Л.А. Головчиц журнал Дефектология № 1 2003 стр. 78-96 Функциональное состояние головного мозга детей с нарушениями слуха и трудностями формирования речевого общения М.Н. Фишман журнал Дефектология № 1 2003 стр. 3 – 7 Новый подход в организации учебного процесса в младших классах школ для глухих детей Зыкова Т.С. журнал Дефектология № 1 2003 стр. 8 – 15 Из опыта работы по интеграции детей с нарушенным слухом Дорофеева И.И. Гиндина Е.А. Теплоухова И.А. Лосева Л.Л. журнал Дефектология № 1 2003 стр. 54-60 Родителям маленьких оглохших детей (начало коррекционной работы с детьми, потерявшими слух в 2,5 – 3 года) Р.А. Боровлева журнал Дефектология № 3 2003 стр. 78 - 82 |
Полезные ссылки сайты ЛОГОПЕДИЯ
|
Воздаст |
Диагностические признаки нарушения, выявляемые при осмотре ребенка |
Рекомендации |
1 мес. |
Стух: Отсутствии реакции на шумовой сигнал звукореактотеста уровнем 90 дБ или на звук баночки с горохом (см.ниже). Речь: Нарушения глотания и сосания. |
Обследование в сурдоцентре. Наблюдение невропатолога. |
3 мес. |
Слух: Отсутствие реакции на шумовой сигнал звукореахтотеста уровнем 65 дБ или на звук баночки с горохом речь: Отсутствие гуления, немодулированное гуление, нарушения глотания я сосания (опрос родителей) |
Обследование в сурдоцентре. Консультация в районном центре абилитации или специализированных центрах, наблюдение невропатолога по поводу задержки речевою развития. |
6 мес. |
Слух: Отсутствие реакции на шумовой сигнал звукореактотеста уровнем 40 дБ или на звук баночки с маико. Речь: отсутетанс лепета и релкции на имя, немодулированный по громкости и тону лепет, нарушения глотания, трудности при переходе на твердую пищу. Опрос родителей, при возможности -проверить при обследовании. |
Обследование в сурдоцентре. Консультация а рпйошшм центре абилитации или специализированных центрах, наблюдение невропатолога по поводу задержки речевого развития.. |
9 мес. |
Стух: Отсутствие реакции на тоны 500 и 4000 Гц звукореактотеста уровнем 40 дБ или на звук баночки с манкой. Речь: отсутствие понимания простых фраз («Где мама? Где папа? Где бабуля?»), проблемы жевания и глотания. Опрос родителей, при возможности -проверить при обследовании. |
Обследование в сурдоцентре. Консультация в районном центре абилитации или специализированных центрах, наблюдение невропатолога по поводу задержки речевого развития. |
1 год |
Стух: Отсутствие реакции на тоны 500 и 4000 Гц ззукореактотеста уровнем 40 дБ или на звук баночки с манкой. Речь: Ребенок произносит 3-5 простых слов («дай. на, мама, баба, пить..), не выполняет простые инструкции («дай ложку, помаши ручкой»). Опрос родителей, при возможности -проверить при обследовании. |
обследование в сурдоцентре. Консультация в районном центре реабилитации или специализированных центрах, наблюдение невропатолога по поводу задержки речевого развития |
1,5 года |
Стух: Отсутствие реакции на звук баночки с манкой, Речь: Ребенок не произносит 20-30 слов (нет увеличения словаря), 2-х словные фразы и не выполняет простые инструкции («принеси книжку, закрой дверь»). Опрос родителей, при возможности -проверить при обследовании).), |
Обследование в сурдоцентре. Консультация в районном центре реабилитации или специализированных центрах, наблюдение невропатолога по поводу задержки речевого развития. |
2 года
|
Слух: Отсутствие реакции на звук баночки с манкой или свое имя, произнесенное шепотом на расстоянии 3 м (ребенок стоит спиной). Речь: Ребенок произносит менее 50 слов (нет увеличения словаря), не использует 3-х слоеные фразы, не выполняет 2-х ступенчатые инструкции («открой шкаф и возьми куклу»), Опрос родителей, при возможности - проверить при обследовании, |
Обследование в сурдоцентре. Консультация в районном центре реабилитации консультация психоневролога и логопеда задержки речевого развития |
2,5 года
|
Слух: Отсутствие реакции на звук баночки с манкой или имя, произнесенное шепотом на расстоянии 3 м (ребенок стоит спиной), Речь: Ребенок не произносит фразы из 3-х слов и более, не может выполнить 3-ос ступенчатые инструкции («иди сюда, возьми ручку и дай мне»), запинается и повторяет слоги и слова. Опрос родителей, при возможности - проверить при обследовании. |
Обследование а сурдопеятре. Консультанте а районном центре реабилитации консультации психоневролога и логопеда в центре но поводу задержки слухо-речевого развития. |
3 года
|
Слух: Отсутствие реакции на звук баночки с манкой или свое имя, произнесенное шепотом на расстоянии 3 м (ребенок стоит спиной), Речь: Ребенок не произносит фразы из 3-х слов и более, не выполняет 3-х ступенчатые инструкция, запинается и повторяет слоги и слова, имеет выраженные трудности при артикуляции, неправильно использует окончания в предложениях. Опрос родителей, при возможности -проверить при обследовании. |
Обследование в сурдоцентре. Консультация психоневролога и логопеда в специализированном центре по поводу задержки слухо-речевого развития,
|
Время потери слуха |
Нарушение речи |
1 год 6 мес. 2 года |
Задатки речи теряются в течении 2-х – 3-х месяцев после потери слуха и ребенок становиться немым |
2-4 года 5 лет |
Речь сохраняется в течении нескольких месяцев до 1 года, затем распадается (нет слухового контроля). К школьному возрасту остается несколько едва понятных слов |
5-6 лет |
Речь тереться совсем |
7-11 лет |
Речь не тереться, но голос приобретает неестественный характер – нарушена просодия, интонация, темп, ударение, ограничен словарь, фраза простая 1-2 слова |
12-17 лет |
Речь сохраняется полностью но слегка страдает внятность, благозвучность |